Современные концепции управления и предпринимательства перетерпели в последние десятилетия значительные изменения, которые связаны с реализацией новой цифровой парадигмы организации бизнеса, ориентированная на конечного потребителя, интеграцию и консолидацию взаимодействия всех участников организации потоковых процессов и перевозочного процесса, включая государственные структуры, перевозчики, логистические операторы и потребителями продукции и услуг. Для реализации научно-исследовательских и образовательных программ с 2007 года на факультете «Управление процессами перевозок» функционирует кафедра «Логистика и управления транспортными системами» (заведующий кафедрой – доктор технических наук, профессор Мамаев Энвер Агапашаевич).

Основные направления научной деятельности кафедры по которым ведутся исследования:

– разработка региональных транспортных стратегий и программ,

– исследования транспортных и транспортно-технологических процессов,

– модели комплексных логистических услуг, логистический аутсорсинг,

– городские пассажирские системы, мульти и интермодальные пассажирские системы,

– экономическая оценка и обоснование проектов в области логистики,

– интеллектуальные транспортные системы и технологии.

Сотрудники кафедры принимали участие в разработке крупномасштабных программ и стратегий развития транспортных систем регионов (Стратегия развития транспортного комплекса ЮФО, СКФО, Ростовской области, ФГУП «Крымская железная дорога», Концепция развития сети железных дорог с шириной колеи 1520 мм» и др.).

Опорный транспортный каркас Ростовской области

Вопросы эффективности предоставления комплексных логистических услуг для предприятий (ООО «Гардиан Стекло Ростов», АО «Северсталь») в условиях активных изменений транспортно-технологических процессов является перспективным направлением исследований. В современной экономике реализация логистического и промышленного аутсорсинга на предприятиях может привести к сокрашению издержек на 3-15%.

Достижение синергетического эффекта от использования разных видов транспорта в перевозочном процессе грузов и пассажиров синхромодальные, мультимодальные и интермодальные перевозки актуальны для транспортных предприятий и, особенно, для населения.

Для города Ростова-на-Дону в рамках фундаментальных научных исследований (темы диссертационных исследований, грантов, инициативных научных исследований) и научно-прикладных исследований по договорам с муниципальными структурами выполняются работы обследованию пассажиропотока, интеграции железнодорожных пассажирских перевозок в систему общественного пассажирского транспорта.

Планирование расписания городских электропоездов для обеспечения зарождающегося пассажиропотока на остановочных площадках осуществляется исходя из двух критериев:

– минимизация времени ожидания транспортного средства пассажиром – критерий, отражающий социальную ориентацию организации внутригородских электропоездов и качество перевозок;

– максимизация охвата пассажиров – экономический интерес предприятия, предоставляющего данную услугу.

Остановочные площадки для электропоездов во внутригородском и пригородном сообщениях

Для сохранения и увеличения доли пассажиропотока на рынке пассажирских перевозок, использующего для перемещения железнодорожное сообщение необходима реализация мер, направленных на рост пропускной способности инфраструктуры, увеличение скорости движения пассажирских поездов, оптимизация маршрутной сети в соответствии со спросом, обновление подвижного состава и повышение привлекательности остановочных площадок и вокзальных помещений.

В стратегическом развитии пригородных пассажирских перевозок приоритетными задачами являются:

– повышение операционной эффективности пригородных пассажирских компаний;

– удовлетворение спроса на наиболее загруженных маршрутах и растущих рынках (в первую очередь в агломерациях);

– рост привлекательности пригородных перевозок для потребителей за счет обновления подвижного состава, оптимизации расписания движения, роста маршрутной скорости, совершенствования систем продажи билетов;

– развитие технологий внутригородских перевозок и интеграции городских железнодорожных маршрутов с пригородным сообщением и перевозками другими видами транспорта;

– реализация коммерческого потенциала вокзалов и станций.

Важнейшей задачей развития пригородного сообщения в крупнейших агломерациях, в том числе Ростовской агломерации является состояние железнодорожной инфраструктуры. Увеличение скоростей на основных направлениях пригородного сообщения: Таганрог – Ростов-на-Дону, Новочеркасск – Ростов-на-Дону, Аксай – Ростов-на-Дону, позволит привлечь значительный пассажиропоток.

Приоритетным направлением развития внутригородских перевозок является дальнейшее развитие инфраструктуры в черте г. Ростова-на-Дону. Модернизация инфраструктуры вокзалов и станций, организация подходов и подвоза пассажиров к остановочным площадкам и станциям, строительство многофункциональных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) – необходимое условие для интеграции пригородных и внутригородских перевозок с городским транспортом.

Для организации мобильности населения, а именно организации подвоза / вывоза пассажиров в г. Ростове-на-Дону необходимо:

1. Создание остановочного комплекса ГПТ на углу ул. Целиноградская – проспект Буденовский. На данный момент там отсутствует остановка, при этом по необходимости нарушая правила осуществляется посадка / высадка пассажиров автобусами малой вместимости (спонтанная остановка по требованию).

2. К остановочной платформе Пл. Микояна организовать экспресс маршруты в часы «пик», которые позволят перемещаться пассажирам по городу без необходимости проследования до ст. Ростов-Главный.

3. Увеличить доступность железнодорожного транспорта за счет создания дополнительных остановочных платформ электропоезов следующих как в пригородном, так и во внутригородском сообщении, а именно:

– ОП Изумруд – обеспечение потребности населения в перевозке, проживающего в ЖК «Западные ворота», садовом товариществе «Изумруд»;

– ОП Портовая – обеспечение потребности населения в перевозке, проживающего в ЖК «Три сквера»;

– ОП Военвед – густонаселенный жилой микрорайон;

– ОП Красноаксайская – планируется застройка микрорайона «Красный Аксай» в Пролетарском районе, рассчитанного на 9805 жителей со строительством школы на 1100 мест, два детских сада, поликлиники, торгового центра, стадиона;

– ОП Зеленый остров – зона отдыха;

– ОП Ростов-Арена.

Транспортно-пересадочные узлы

Одним из перспективных направлений развития пассажирского комплекса является организация интермодальных пассажирских перевозок как в городской черте, так и в агломерации. Размещение перехватывающих парковок и организация транспортно-пересадочных узлов возможны на въезде как в черту города пригородного транспорта с основных направлений, так и в центральную часть. Развитие интермодальных перевозок пассажиров в Ростовской агломерации объективно обусловлено необходимостью обеспечения сбалансированного развития видов транспорта в системе ГПТ и снижения нагрузки на УДС. Оптимизация маршрутов связана с обеспечением привлекательной скорости перемещения пассажиров и эффективного использования инфраструктуры и подвижного состава, в том числе за счет привлечения дополнительного пассажиропотока.

Транспортная ситуация в г. Ростове-на-Дону в «час-пик»

18 часов вечера

Протяженность улично-дорожной сети г. Ростова-на-Дону – 1368 км, в т.ч. магистральные – 272 км.На 1000 жителей приходится 373 авт., с учетом прибывающего транзитного транспорта - 485 авт.Скорость движения на отдельных участках в «час пик» до 3-10 км/ч

Зависимость потерь от изменения скорости движения

на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону

Комплексная оптимизация городской транспортной среды локализуются на моделях организации дорожного движения на участках, крупных транспортных развязках, железнодорожно-автомобильных пересечениях.

Модель дорожного движения на

пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения

  • Устранение транспортных заторов на одном перекрестке (перед РГУПСом) может дать экономию в 8,5 млн руб. в год.
  • Организационные решения по упорядочению дорожного движения на этом же перекрестке может повысить скорость движения на 7 км/ч.


На основе имитационно-аналитического моделирования определяются проблемы и перспективы развития железнодорожно-автомобильных путепроводов, включая оценку совокупных социально-экономических потерь в организации всех видов потоков на переездах.

Интеллектуальные транспортные системы

Основные современные схемы управления движением построены на принципах информатизации и автоматизации, они внедрены и продолжают совершенствоваться во всех странах. Мировой опыт внедрения и совершенствования информационных транспортных систем (ИТС) подтверждает их эффективность в различных сферах: мотивация водителей к соблюдению правил движения и как следствие повышение безопасности на дорогах, информирование участников дорожного движения о ситуациях на дороге, выбор оптимального маршрута исходя из транспортной ситуации и как следствие снижение нагрузки на УДС, увеличение скорости движения, сокращение ДТП, снижение эксплуатационных расходов, улучшение экологической составляющей.