Коллектив ученых факультета «Информационные технологии управления» активно участвует в разработке современных подходов в области искусственного интеллекта. Направлениями научных исследований являются: модели представления и методы извлечения знаний; интеллектуальный анализ данных; нечеткие множества, нечеткие отношения и родственные им формализмы; принятие решений и интеллектуальные системы поддержки принятия решений; мультимножества и нечеткие мультимножества; нейронные сети, нейроинформатика и нейроинтеллект; классификация, распознавание и машинное обучение; многоагентные системы и распределенный искусственный интеллект; прикладные интеллектуальные системы динамического типа.

Научные исследования ученых университета Ковалева С.М., Бутаковой М.А., Верескуна В.Д., Долгого И.Д., Чернова А.В., Гуды А.Н., Соколова С.В. в области искусственного интеллекта поддержаны многочисленными грантами Российского фонда фундаментальных исследований.

Совместно с VSB-техническим университетом г. Острава (Чехия) проводятся ежегодные Международные научные конференции «Интеллектуальные информационные технологии в технике и на производстве». Труды конференции издаются в известной серии «Advances in Intelligent Systems and Computing» издательства Springer (Германия, Швейцария), индексируемой международными базами научного цитирования ISI Proceedings, EI-Compendex, DBLP, SCOPUS, Google Scholar и Springerlink.

Научно-технический прогресс и требования к интенсификации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте положили начало разработке средств комплексной автоматизации технологических процессов на основе интеллектуальных методов и технологий управления. Информационно-управляющие системы и технологии нового поколения интегрируются на комплексной отраслевой платформе «Интеллектуальная Система Управления Железнодорожным Транспортом». Научную основу ИСУЖТ составляют интеллектуальные мультиагентные технологии, адаптивное планирование и сетецентрический подход. Десятки и сотни тысяч агентов, непрерывно взаимодействующих между собой, кооперирующихся, конкурирующих и эволюционирующих в процессе своего обучения и функционирования направлены на формирование и реализацию задач оптимального управления и рационального использования ресурсов на железнодорожном транспорте.

Практические результаты использования научных подходов и методов теории и технологий искусственного интеллекта на железнодорожном транспорте имеются в виде адаптивных планировщиков перевозочного процесса с долгосрочным горизонтом планирования, систем поддержки принятия решений оперативным диспетчерским персоналом, систем технического зрения и распознавания характеристик подвижного состава железных дорог, систем автоматической установки маршрутов в условиях высокоскоростного движения, интеллектуальных систем управления тяговыми и энергетическими ресурсами, систем автоматического планирования оптимальных транспортно-логистических операций.

Все больше студентов и аспирантов университета выбирают темой своих научных исследований разработку подходов и методов искусственного интеллекта. К таким работам относится создание прототипа псевдо-голографического виртуального ассистента с интерактивным пользовательским интерфейсом, позволяющим осуществлять взаимодействие человека с программной моделью на понятийном уровне, средствами сбора, анализа и обработки данных в формате представления человеческой речи, жестов и визуальных образов.