Серебряков Олег Акимович,

кандидат исторических наук, доцент,

Вечером 23 октября железнодорожный состав РИИЖТа прибыл в столицу Грузии, к этому времени уже переполненную эвакуированными предприятиями, учреждениями и людьми. Руководство республики, города, железнодорожники, общественные организации сделали все возможное, чтобы принять и разместить эвакуированный РИИЖТ.

Для размещения, институту был предоставлен Клуб железнодорожников им. Плеханова, часть помещений для жилья выделили Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта (ТбИИЖТ) и железнодорожный техникум. За короткий срок, работали не только днем, но и ночью, была создана база РИИЖТа, в клубе им. Плеханова, разместили библиотеку, деканаты, бухгалтерию, склады имущества для жилья и занятий. Через неделю после переезда 1 ноября 1941 года на всех курсах начались занятия.

26 декабря 1941 года 198 студентам 5-х курсов, закончившим теоретическое обучение, в соответствии с правительственным указанием были присвоены звания инженеров без выполнения защиты дипломных проектов. Большинство из них было направлено на железнодорожный транспорт.

После переезда в Тбилиси перед руководством института и коллективом возникла проблема, решение которой предопределяло дальнейшую судьбу РИИЖТа, - влиться в ТбИИЖТ или сохранить свою самостоятельность. Слияние упрощало невероятно сложные организационные, учебные и бытовые вопросы. Сохранение самостоятельности (наряду с трудностями) выдвигало и новые проблемы: сохранение кадров преподавателей, контингента студентов, научного потенциала, зданий и имущества в Ростове-на-Дону. Было принято наиболее трудное решение – сохранение самостоятельности. Так закончился 1941 год. Постепенно осваиваясь, коллектив института все более активно включался в жизнь тылового города.

В ноябре 1941 года было получено предписание Главного управления учебными заведениями (ГУУЗа) НКПС о проведении набора, а феврале 1942 года одновременно в городах Тбилиси и Ростове-на-Дону. С тех пор и до конца войны ежегодно проводилось по два набора – зимний и летний. В результате зимнего набора 1941/42 учебного года в Тбилиси стали студентами 136 и в Ростове около 100 человек. К концу 1941/42 учебного года в Ростове насчитывалось 300 студентов 1-го, 2-го и частично 3-го курсов. После освобождения Ростова 29 ноября 1941 года с ними была установлена связь. В начале 1942 года в Ростове была объявлена регистрация оставшихся студентов, преподавателей, сотрудников, в конце марта был создан филиал института и начались занятия. Вся деятельность Ростовского филиала проводилась в наиболее сохранившейся части мужского общежития, где можно было организовать местное отопление (центральное не действовало).

С приближением весны действия на фронтах в районе Ростова начали приниматься все более ожесточенный характер. Большую часть времени студенты и сотрудники проводили на строительстве оборонительных сооружения в районе посёлка Мясниковань. Несмотря на близость фронта, надежда на то, что все обойдется, не покидала студентов и сотрудников института.

Из-за невероятно трудных условий организации в Тбилиси дипломного проектирования, база для проведения этой работы готовилась в Ростове. Уже в конце мая 1942 года было получено согласие ГУУЗа перевести дипломников из Тбилиси в Ростов.

С начала июля военные действия усилились. Участились налеты немецкой авиации. Они становились все более ожесточенными. Продолжать занятия в такой обстановке стало невозможно. Филиалу было предложено эвакуироваться. Ехать в Тбилиси, учитывая имевшиеся трудности с жильем и учебными помещениями, было нецелесообразно. Тогда возникла мысль эвакуироваться в город Орджоникидзе. 17 июля 1942 года 132 человека под непрерывными бомбежками выехали из Ростова. 10 июля они были в Орджоникидзе и разместились в железнодорожном техникуме. 20 июля начались занятия филиала.

После захвата немцами 24 июля 1942 года Ростова-на-Дону (вторая оккупация продолжалась до 14 февраля 1943 года) фронт быстро приближался к республикам Северного Кавказа. Уже к августу немцы были в районе города Нальчика. Снова нужно было думать об эвакуации. На этот раз путь был один – в Тбилиси. 6 августа 1942 года филиал прибыл в Тбилиси. ТбИИЖТ освободил несколько комнат в отстроенном лабораторном корпусе и в студенческом общежитии. Прибывшие студенты влились в основные группы института и приступили к занятиям. В период с 9 октября по 24 ноября 1942 года окончили институт и получили дипломы инженеров 176 студентов паровозного и вагонного факультетов.

Между тем наступила самая тяжелая пора – вторая военная зима. Снабжение с каждым днем ухудшалось. Многие голодали. Появлялись случаи дистрофии, сказывалось отсутствие столовой, пригородного хозяйства и связей подавляющего большинства студентов с родными. Все это усугублялось тяжелыми вестями с фронтов Великой Отечественной войны. Руководство института ввело свободное посещение занятий. Студенты устраивались на работу, где могли.

В этот период вновь меняется руководство института. 6 ноября 1942 года был возвращен на должность начальника РИИЖТа В.Ю. Кадзюлис, который в это время находился в Тбилиси.

Вскоре по решению НКПС (декабрь 1942 года) во всех транспортных вузах паровозные и вагонные факультеты были объединены в один – механический. Деканом механического факультета был назначен кандидат технических наук, доцент А.А. Жданов. В результате РИИЖТ стал институтом с одним факультетом. В такой обстановке завершился для РИИЖТа 1942 год.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ….