Серебряков Олег Акимович,

кандидат исторических наук, доцент.

Наступила вторая в условиях войны зимняя экзаменационная сессия. Некоторые студенты успели за это время побывать на фронте и после ранений и лечения вновь приступить к занятиям в институте. Это была наиболее боевая и закаленная часть студенчества, мобилизующая остальных студентов на качественное овладение знаниями. Сами они, несмотря на перерывы в учебе, ранения, всегда были впереди.

Знаковым стало одно из обращений студентов - участников Великой Отечественной войны, опубликованное в приказе по РИИЖТу 16 января 1943 года. В нем говорилось:

«Товарищи студенты и студентки! Мы, студенты, участники Великой Отечественной войны, сражавшиеся с фашистским зверьем, в то время, когда вы учились, к вам обращаем наше слово.

Увечья и ранения, полученные в сражениях, не позволяют нам непосредственно с оружием в руках вместе со всей Красной Армией громить врага и гнать его на запад, но мы продолжаем считать себя мобилизованными, сражающимися за честь нашей Родины, за выполнение боевых заданий партии и правительства лишь на другом участке Фронта.

Мы не можем легкомысленно отнестись к выполнению такого серьезного боевого задания, как успешное завершение зимней сессии, и пусть нам будет труднее, чем вам, так как мы отстали в учебе, громя врага вместе со всей Красной Армией. Мы ежеминутно готовы были жертвовать своей жизнью за Родину, обеспечивая вам возможность мирной учебы.

Мы берем на себя обязательства: прийти к сессии, не имея задолженностей и неудовлетворительных оценок, не иметь невыходов на сессию, во втором семестре занять первые ряды среди студентов-отличников. На фронте, выполняя приказы командования, мы привыкли с безмерной гадливостью, презрением и ненавистью смотреть на трусов и дезертиров. Суровая правда войны показала нам, что они являются прямыми пособниками фашистского зверья. Не будем же снисходительными, товарищи, к лодырям и лентяям, которые пытаются сорвать наше наступление на академическом фронте!

Презрительной кличкой дезертира академического фронта заклеймим каждого, кто без уважительных причин не выйдет на экзамен, и потребуем от него ответа перед нашим коллективом.

Уверены, что вы, товарищи студенты и студентки, разделяете наши мысли и чувства. Уверены, что и для вас нет ничего почетнее и радостнее, чем выполнение заданий партии и правительства и ничего презреннее и ненавистнее, чем позорная кличка дезертира любого фронта, и что вы не словами, а патриотическим делом поддержите наши обязательства.

С. Захаров, М. Коган, В. Роман, В. Шевченко, Л. Оболевский, И. Дорошенко.”

Слова этих товарищей и других фронтовиков не расходились с делом. Их пример воодушевлял всех студентов.

Продолжались усилия коллектива института по пополнению контингента студентов. Осенью 1942 года было получено согласие ГУУЗа НКПС об организации филиала института в Орджоникидзе, где 20 марта 1943 года уже начались занятия. Руководство филиалом поручалось начальнику Орджоникидзевского железнодорожного техникума М.С. Казбекову.

Надо отметить, что в годы войны не прекращались научно-исследовательские работы. Все эти работы носили четко выраженный оборонный характер. С первых дней войны научные сотрудники и студенты РИИЖТа стали проводить работы по перестройке железнодорожного транспорта на военный лад. Только за июль и август 1941 года работники вагонного факультета выполнили 25 научно-исследовательских работ. Учебно-производственные мастерские выпустили военных заказов на сумму более 200 тысяч рублей. В первую очередь усилия коллектива научных работников были направлены на обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта.

Наиболее важные работы выполнялись непосредственно на производстве. Доцент П.А. Нетюхайло предложил методику нормирования расхода топлива в паровозном хозяйстве. Доцент К.Н. Виткевич разработал режим периодических продувок паровозных котлов. Доцент кафедры технологии металлов А.И. Зеленов провел реорганизацию сварочных процессов в депо Тбилиси. Под руководством доцента Д.Э. Карминского были проведены исследования и намечены пути модернизации тормозной магистрали и приборов управления паровозов.

Одновременно разрабатывались темы, имеющие проблемный характер. Доцент Э. Файнзильбер решал основные газо- и гидродинамические задачи расчета полета самолета, его брат доцент Я. Файнзильбер занимался новой теорией дроссельно-диссинационных процессов. Доцент Д.Э. Карминский изучал уменьшение износа гребня колеса первой оси паровоза, доцент М.И. Спеваков - влияние термообработки на усталость листов рессорной стали. Доцент К.Н. Виткевич изучал проблему ступенчатого испарения в паровозных котлах.

Часть лабораторного оборудования была установлена в мастерских лабораториях ТбИИЖТа, и на нем выполнялись заказы для транспортных и оборонных нужд. В подвале клуба им. Плеханова развернули термическую лабораторию по изготовлению пружин для противотанковых мин. Технология их изготовления была разработана заведующим кафедрой технологии металлов доцентом М.И. Спеваковым. Он же руководил этой работой. Лаборатория по изготовлению пружин для мин работала с января 1942 года по сентябрь 1943 года, когда было налажено их серийное производство в заводских условиях. Работы велись круглосуточно, в три смены. В них были заняты более 30 преподавателей, сотрудников и студентов РИИЖТа, в частности доценты Д.Э. Карминский, К.С. Лернет, Б.И. Комиссаров, А.Н. Сергеев, старшие преподаватели И.М. Даник, Ф.Т. Мисник, П.Я. Студеникин, Е.Г. Федин, ассистенты В.П. Блох, М.И. Васильев, В.А. Глухов, М.А. Красников, Б.М. Сальман, В.В. Пупко, аспирант В.П. Евсюков, зав. библиотекой С.А. Владимиров, студенты П.С. Чубарь, Н.А. Тищенко, В.А. Михайличенко и другие. Всего было выпущено более миллиона пружин.

Для технической помощи промышленным предприятиям Грузии, работающим на оборону, была организована лаборатория по ремонту контрольно-измерительных приборов, тарировке и ремонту пирометров.

Научные сотрудники этой лаборатории В.В. Пупко и Б.М. Сальман оборудовали приборами теплового контроля цеха трех оборонных заводов.

Научные работники института занимались подготовкой кадров железнодорожников, необходимых для военного времени. Так, под руководством доцента Д.Э. Карминского велась подготовка машинистов бронепоездов. Доценты А.И. Зеленов и М.И. Спеваков готовили сварщиков военно-восстановительных поездов, старший преподаватель Е.Г. Федин - начальников станций, дежурных по станции, диспетчеров. Ученые РИИЖТа активно работали над изучением, научным обобщением и распространением передового опыта. С этой целью на Закавказской железной дороге были организованы школы, в которых железнодорожники изучали опыт передовых машинистов по вождению военных эшелонов, технологии ремонта подвижного состава в условиях военного времени и так далее. Большую работу в этом направлении проводили доценты С.Я. Айзинбуд и Ф.Г. Елисеев.

Осенью 1942 года результаты исследований, проведенных в эвакуации, обсуждались на очередной научно-технической конференции кафедр института. В 1943 году план научно-исследовательской работы включал 48 тем, так или иначе связанных с нуждами фронта, часть из них выполнялась по хоздоговорам с предприятиями. В 1943 году сумма хоздоговорных работ составляла более 100 тысяч рублей. Доцент К.А. Светов разработал и внедрил систему оперативного планирования при ремонте паровозов для паровозо-вагоноремонтного завода Тбилиси. Доценты И.Р. Герцык и Л.Ф. Быкадоров выезжали на Азово- Черноморскую железную дорогу им. К.Е. Ворошилова (ныне С.-К. ж.д.) для участия в восстановлении энергетического хозяйства и водоснабжения дороги. Совместно с энергетическим сектором Академии наук Грузии проводилось изучение расхода электроэнергии на предприятиях Тбилиси. В Тбилиси и крупных депо Закавказской железной дороги проводились конференции по вопросам экономии топлива и энергии.

В условиях отсутствия необходимой лабораторной базы часть научных сотрудников работала над теоретическими проблемами. Так, доцент Д.Э. Карминский занимался разработкой нового метода вписывания локомотивов в кривые участки железнодорожного пути.

За время эвакуации защитили кандидатские диссертации М.А. Красников и В.В. Ковалев, подготовили к защите кандидатские диссертации И.Р. Герцык и Я.С. Зильберман. Учеными РИИЖТа за время эвакуации опубликовано 29 научных работ.

Следует отметить, что с огромным энтузиазмом и подъемом встречались радостные вести с фронта, особенно весть об окружении и уничтожении 6-й гитлеровской армии под командованием Паулюса под Сталинградом. Это вселяло твердую уверенность в то, что вскоре будет освобожден родной Ростов и все студенты и сотрудники вернутся в любимый РИИЖТ. Известие об освобождении Ростова пришло поздно вечером 14 февраля 1943 года. Алексей Акимович Жданов вспоминал: «Всю ночь никто не спал. Нетерпеливые считали, что уже на следующий день можно ехать домой. Но ближайшие же дни принесли тяжелые разочарования. Сначала об этом говорили попавшие в Тбилиси очевидцы, а затем и сведения, поступившие из Ростова, не оставили сомнений. Институт был уничтожен почти до основания... Таким образом, о возвращении в Ростов пока не могло быть и речи. Однако сбор и охрана уцелевшего имущества, людей, определение ущерба и разработка первоочередных мероприятий - все это являлось насущными задачами дня».

Полностью были разрушены главный корпус, корпус паровозного факультета (ныне электромеханический), общежитие студентов № 1, УПМ, уничтожено оборудование силовой станции (котлы, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания и другое). Частично были повреждены другие здания и постройки, в том числе и жилые дома. Общая сумма ущерба составляла 18712390 рублей в ценах тех лет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ….