Ученые РИИЖТа ковали Победу в тылу

В годы войны ученые РИИЖТа продолжали научно-исследовательские работы. Они носили четко выраженный оборонный характер. С первых дней войны научные сотрудники и студенты РИИЖТа стали проводить работы по перестройке железнодорожного транспорта на военный лад. Только за июль и август 1941 года работники вагонного факультета выполнили 25 научно-исследовательских работ. Учебно-производственные мастерские выпустили военных заказов на сумму более 200 тысяч рублей. В первую очередь усилия коллектива научных работников были направлены на обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта.

Наиболее важные работы выполнялись непосредственно на производстве.

Доцент П.А. Нетюхайло предложил методику нормирования расхода топлива в паровозном хозяйстве.

Доцент К.Н. Виткевич разработал режим периодических продувок паровозных котлов.

Доцент кафедры технологии металлов А.И. Зеленов провел реорганизацию сварочных процессов в депо Тбилиси.

Под руководством доцента Д.Э. Карминского были проведены исследования и намечены пути модернизации тормозной магистрали и приборов управления паровозов.

Одновременно разрабатывались темы, имеющие проблемный характер. Доцент Э. Файнзильбер решал основные газо- и гидродинамические задачи расчета полета самолета, его брат доцент Я. Файнзильбер занимался новой теорией дроссельно-диссинационных процессов.

Доцент Д.Э. Карминский изучал уменьшение износа гребня колеса первой оси паровоза.

Доцент М.И. Спеваков - влияние термообработки на усталость листов рессорной стали.

Доцент К.Н. Виткевич изучал проблему ступенчатого испарения в паровозных котлах.

Часть лабораторного оборудования была установлена в мастерских лабораториях ТбИИЖТа, и на нем выполнялись заказы для транспортных и оборонных нужд. В подвале клуба им. Плеханова развернули термическую лабораторию по изготовлению пружин для противотанковых мин. Технология их изготовления была разработана заведующим кафедрой технологии металлов доцентом М.И. Спеваковым. Он же руководил этой работой. Лаборатория по изготовлению пружин для мин работала с января 1942 года по сентябрь 1943 года, когда было налажено их серийное производство в заводских условиях. Работы велись круглосуточно, в три смены. В них были заняты более 30 преподавателей, сотрудников и студентов РИИЖТа, в частности доценты Д.Э. Карминский, К.С. Лернет, Б.И. Комиссаров, А.Н. Сергеев, старшие преподаватели И.М. Даник, Ф.Т. Мисник, П.Я. Студеникин, Е.Г. Федин, ассистенты В.П. Блох, М.И. Васильев, В.А. Глухов, М.А. Красников, Б.М. Сальман, В.В. Пупко, аспирант В.П. Евсюков, зав. библиотекой С.А. Владимиров, студенты П.С. Чубарь, Н.А. Тищенко, В.А. Михайличенко и другие. Всего было выпущено более миллиона пружин.

Для технической помощи промышленным предприятиям Грузии, работающим на оборону, была организована лаборатория по ремонту контрольно-измерительных приборов, тарировке и ремонту пирометров.

Научные сотрудники этой лаборатории В.В. Пупко и Б.М. Сальман оборудовали приборами теплового контроля цеха трех оборонных заводов.

Научные работники института занимались подготовкой кадров железнодорожников, необходимых для военного времени. Так, под руководством доцента Д.Э. Карминского велась подготовка машинистов бронепоездов. Доценты А.И. Зеленов и М.И. Спеваков готовили сварщиков военно-восстановительных поездов, старший преподаватель Е.Г. Федин - начальников станций, дежурных по станции, диспетчеров. Ученые РИИЖТа активно работали над изучением, научным обобщением и распространением передового опыта. С этой целью на Закавказской железной дороге были организованы школы, в которых железнодорожники изучали опыт передовых машинистов по вождению военных эшелонов, технологии ремонта подвижного состава в условиях военного времени и так далее. Большую работу в этом направлении проводили доценты С.Я. Айзинбуд и Ф.Г. Елисеев.

Осенью 1942 года результаты исследований, проведенных в эвакуации, обсуждались на очередной научно-технической конференции кафедр института. В 1943 году план научно-исследовательской paботы включал 48 тем, так или иначе связанных с нуждами фронта, часть из них выполнялась по хоздоговорам с предприятиями. В 1943 году сумма хоздоговорных работ составляла более 100 тысяч рублей. Доцент К.А. Светов разработал и внедрил систему оперативного планирования при ремонте паровозов для паровозо-вагоноремонтного завода Тбилиси. Доценты И.Р. Герцык и Л.Ф. Быкадоров выезжали на Азово- Черноморскую железную дорогу им. К.Е. Ворошилова (ныне С.-К. ж.д.) для участия в восстановлении энергетического хозяйства и водоснабжения дороги. Совместно с энергетическим сектором Академии наук Грузии проводилось изучение расхода электроэнергии на предприятиях Тбилиси. В Тбилиси и крупных депо Закавказской железной дороги проводились конференции по вопросам экономии топлива и энергии.

В условиях отсутствия необходимой лабораторной базы часть научных сотрудников работала над теоретическими проблемами. Так, доцент Д.Э. Карминский занимался разработкой нового метода вписывания локомотивов в кривые участки железнодорожного пути.

За время эвакуации защитили кандидатские диссертации М.А. Красников и В.В. Ковалев, подготовили к защите кандидатские диссертации И.Р. Герцык и Я.С. Зильберман. Учеными РИИЖТа за время эвакуации опубликовано 29 научных работ.

Материал подготовлен на основе архивных документов и публикаций «Страницы истории Ростовского государственного университета путей сообщения (1929-1999)» под редакцией О.А Серебрякова, «Наш университет. Полвека в пути (1929-1979)»под редакцией В.И. Павлова.

Айзинбуд Самуил Яковлевич

Быкадоров Леон Федотович

Карминский Давид Эммануилович

Карчевский Борис Иванович

Спеваков Михаил Иванович

Татаринов Борис Петрович