Конкурс педагогического мастерства среди преподавателей ФГБОУ ВО РГУПС в 2020 г.

Конкурс проводится в 3 этапа:

  • первый этап – отборочный – с 15 февраля по 6 марта
  • второй этап – с 10 марта по 30 апреля
  • третий этап – с 5 мая по 15 мая

Положение о конкурсе

Таблицы оценивания открытых занятий


№ п/п


Показатели оценки

Критерии оценки

Оценка в баллах

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

1. Организация занятия

1.1.

Объявление темы занятия, целевые установки

Тема лекции объявлена. Даны четкие целевые установки.

Тема лекции объявлена. Цель занятия носит расплывчатый, общий характер.

Тема лекции объявлена. Преподаватель не определяет цель или план работы.

Тема лекции не объявлена, целевые установки отсутствуют.

1.2.

Мотивация обучающихся к восприятию материала и активизация их познавательной деятельности на лекции

Убедительно раскрыта сущность предстоящей работы, показана связь с будущей профессиональной деятельностью. Используются различные методы активизации деятельности, проблемные вопросы, проводится учебный диалог с обучающимися.

Показана только теоретическая значимость раскрываемой темы.

Приемы активизации внимания и мыслительной деятельности присутствуют, но не имеют системного характера.

Значение изучаемого материала разъяснено недостаточно полно, не показана связь с будущей профессией. Приемы активизации внимания и мыслительной деятельности в основном заключаются в вопросах или репликах, не имеющих прямого отношения к материалу.

Практическая и теоретическая значимость предстоящей работы не разъяснена. Преподаватель сконцентрирован только на изложении материала, не обращает внимание на реакцию аудитории.

1.3.

Поддержание дисциплины в ходе занятия

В ходе всего занятия создана деловая обстановка, преподаватель чутко реагирует и решает возникающие ситуации, используя арсенал психологических мер поддержания дисциплины

Иногда преподаватель упускает из внимания поведение аудитории, однако затем он восстанавливает контакт со слушающими.

Дисциплина не всегда соблюдается на занятии, преподаватель в основном прибегает к авторитарным формам привлечения внимания

Дисциплина на занятии отсутствует, преподаватель сконцентрирован только на изложении материала, не обращает внимания на шум в аудитории и на то, что обучающиеся отвлекаются на свои дела.

2. Содержание лекции

2.1.

Соответствие содержания лекции рабочей программе дисциплины, требованиям ФГОС

Содержание лекции полностью соответствует рабочей программе дисциплины и требованиям ФГОС.

Содержание лекции в основном соответствует РПД, однако в некоторых случаях преподаватель отходит от заявленного плана.

Содержание занятия частично соответствует рабочей программе дисциплины

Содержание занятия не соответствует рабочей программе дисциплины. Тема лекции не обозначена в РПД.

2.2.

Структура лекции

Четко прослеживается структура лекции:

введение, в котором показана связь нового и изученного материала, изложение разделов в соответствии с планом, логичный переход между каждым разделом, заключение, выводы. Литература по изучаемым вопросам рекомендована и прокомментирована. В процессе ответа на вопросы преподаватель демонстрирует свой научный кругозор и знание практики.

Преподаватель пытается придерживаться установленной структуры, но иногда он отвлекается на другие вопросы.

Заключение имеет расплывчатый характер.

Лекция имеет определенную структуру, но некоторые разделы лекции не находят достаточного разъяснения и не подкрепляются выводами. Лекция практически не имеет заключения. Обучающиеся по ходу лекции пытаются задавать вопросы, но не получают на них четких ответов.

Структура лекции не соответствует заявленному плану. Преподаватель часто сбивается в заявленной последовательности изложения, переключается на приведение примеров, не имеющих отношения к проблеме. Литература по проблеме изучения не рекомендована.

Преподаватель не предлагает задать ему вопросы.

2.3.

Установление внутрипредметных и межпредметных связей

Четко прослеживаются межпредметные и внутрипредметные связи.
Для их установления преподаватель сам приводит примеры или задает вопросы.

Присутствуют только внутрипредметные связи, преподаватель показывает обучающимся связь с ранее изученным материалом.

Преподаватель вскользь упоминает о некого рода межпредметных или внутрипредметных связях.

Межпредметные и внутрипредметные связи с уже изученным материалом отсутствуют.

2.4.

Научность содержания занятия

Преподаватель демонстрирует глубокое знание теории вопроса, современных направлений в исследованиях по теме, альтернативных научных позиций и пр. Показывает вклад ученых своего университета, научной школы.

Научность содержания присутствует, но ограничивается трансляцией достижений одной научной школы, преимущественно отечественной.

Содержание лекции ограничено базовым уровнем развития науки в преподаваемой области, практически повторяет материал учебников.

Содержание не в полной мере соответствует современному уровню развития науки

3. Методика проведения занятия

3.1.

Использование методов при изложении материала

Во время лекции преподаватель демонстрирует искусное владение комплексом методов: эвристическим, проблемно-поисковым, диалоговым с коллегой или диалоговым со слушателями и пр., а также эффективные методические приемы изложения материала – анализ, обобщение, индукцию, дедукцию, противопоставления, сравнения и т.д.,

Преподаватель пытается продемонстрировать владение различными методами, но это получается неэффективно в силу разных причин. В содержании лекции прослеживаются некоторые приемы анализа, обобщения передового опыта и пр.

Преподаватель по ходу лекции пытался установить обратную связь с аудиторией, но ему это не удалось, и он ограничился риторическими вопросами. Основным методом изложения материала является анализ научной литературы.

Вся лекция проходит в виде традиционного монологического изложения материала. Используются в основном репродуктивные методы,

что не способствует развитию мышления студентов

3.2.

Логичность и доступность изложения материала

Материал изложен логично, системно, последовательно, доступно.
Грамотно и четко сформулированы выводы. Преподаватель умело разъясняет сложные моменты, делая содержание доступным для всех студентов.

Материал излагается системно, но есть некоторые логические нарушения. Не все выводы подкреплены прозвучавшим на лекции материалом.

Отдельные сложные позиции не разъясняются студентам.

Логика изложения материала часто нарушается, переход к новому разделу лекции не всегда логически обоснован. Материал не всегда доступен восприятию студентов.

Логика изложения практически отсутствует, ход изложения не соответствует ранее заявленному плану, отсутствуют выводы. Материал лекции не доступен для восприятия на конкретном этапе обучения в вузе.

3.3.

Формирование у студентов новых научных понятий

Научные понятия раскрываются различными способами, даются их различные дефиниции, приводятся примеры.

Понятие раскрывается через одну дефиницию. Приводится небольшое количество примеров.

Понятие раскрывается через одну дефиницию. Примеры отсутствуют.

Не заостряется внимание на новых понятиях.

4. Использование инновационных технологий

4.1

Использование инновационных технологий

Используются интернет, видеозаписи реальных ситуаций (метод кейсов), материал из онлайн-курсов, вебинаров и пр. Их включение в ход лекции методически эффективен. Чувствуется, что аудитория привыкла работать с этими технологиями.

Преподаватель использует в ходе лекции отдельную инновационную технологию.

Однако, чувствуется, что аудитория умеет работать с новыми технологиями и знакома с материалами, на которые ссылается преподаватель.

Преподаватель использует мультимедийную презентацию в традиционной форме.

Инновационные технологии не используются или использование инновационной технологии недостаточно эффективно, надуманно, не соответствует содержанию и целям лекции.

5. Коммуникативная культура преподавателя

5.1.

Культура речи

Речь связная, четкая, выразительная, ясная, лексически богатая, достаточно громкая.

Речь четкая, ясная, нормально воспринимаемая, но недостаточно выразительная.

Речь не всегда четкая, неэмоциональная, преподаватель «говорит для себя».

Речь сухая, нечеткая, избыточная, еле слышная, много неоправданных повторов.

5.2.

Умение установить контакт с аудиторией

Контакт с аудиторией устанавливается с первых минут, чувствуется, что преподаватель сумел заинтересовать слушателей и вовлечь их в продуктивную работу.

Контакт с аудиторией устанавливается, преподаватель явно пользуется уважением у студентов, но по ходу лекции часть студентов «выпадают из поля зрения» преподавателя.

Есть контакт с аудиторией, но преподаватель постоянно обращается к слушателям с просьбой соблюдать дисциплину и быть внимательными.

Слабый контакт с аудиторией, обратная связь не является нормой поведения обучающихся на лекции.

5.3.

Стиль изложения

Выдерживается научный стиль речи, используются элементы научно-популярного стиля; тон живой, бодрый, располагающий к общению; темп умеренный, обращение к студентам корректное, оценки деятельности студентов лояльны, объективны

Лекция выдерживается в строго научном стиле речи, тон спокойный, темп убыстренный (замедленный), оценки деятельности и ответов студентов иногда категоричны.

Стиль изложения лекции временами сходит на разговорный. Темп не соответствует нормам учебной лекции, не позволяет вести конспект. Оценки деятельности студентов не всегда объективны. Есть попытки заискивания перед аудиторией или авторитарного давления.

Стиль изложения не выдержан, встречаются разговорные элементы, тон резкий, обращение к студентам не всегда корректное. В некоторых случаях оценки деятельности студентов слишком резки.

6. Результативность занятия

6.1.

Достижение цели занятия

Поставленная цель достигнута полностью.

Поставленная цель достигнута в основном.

Поставленная цель решена частично

Поставленная цель не достигнута

6.2

Оценка рационального использования времени

Преподаватель полностью уложился в отведенное ему время. Проверка посещаемости проведена. Выделено время на вопросы по содержанию лекции.

Преподаватель в основном уложился в отведенное время, однако ему не хватило времени на проверку посещаемости. Предложил задавать вопросы после звонка.

Преподаватель слишком торопился в процессе изложения материала. Осталось время после лекции и преподаватель не знал, чем его занять

Распределение времени нерациональное: на одних разделах задерживался слишком долго, другие пропускал. Время не хватило на вопросы.

Общее количество баллов